Игровая поттеромания: часть первая

Впечатления об игре Harry Potter and Philosopher’s Stone. Магия детства в версии для PS1 — конечно же, с мемным переводом!

Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди.

Не то что я, решивший однажды залпом пройти все игры про Гарри Поттера. Всё началось примерно год назад. Натолкнул меня на этот игровой марафон скорый выход Hogwarts Legacy. Напомню, эта игра увидела свет 10 февраля 2023 года. Сейчас уже октябрь, а я лишь недавно закончил с «Дарами Смерти» (не особо торопясь, честно говоря). В голове ворох мыслей, масса разных впечатлений, а в папке на компьютере — куча заметок, черновиков и сотни гигабайт отснятого материала, из которого для дела пригодится от силы процентов пять. Буду постепенно приводить всё в порядок и расскажу вам практически о каждом видеоигровом приключении мальчика, который выжил.

Итак, глава первая — Harry Potter and Philosopher’s Stone. Эта игра вышла 16 ноября 2001 года в различном исполнении для PlayStation, Game Boy Color, Game Boy Advance и PC. Все эти версии хоть и имеют общую суть, но несут в себе и различия, порой кардинальные. Через два года появилась ещё одна версия — для GameCube, PlayStation 2 и Xbox. И это тоже другая игра, а не порт или переиздание. Потому-то и имеет смысл рассмотреть каждую выпущенную версию отдельно.

Немного ностальгии

Впервые в Harry Potter and Philosopher’s Stone на PS1 я поиграл в 2003-м году. У одноклассницы был диск с игрой, а ещё старший брат, у которого была консоль. Он не разрешал играть посторонним, но не всегда был дома, так что однажды мне выдалась-таки возможность побродить по виртуальному Хогвартсу эпохи первой плойки.

Угловатая графика казалась прекрасной, музыка зачаровывала, а тот самый машинный перевод ещё не вызывал приступов хохота. Я блуждал по завораживающим коридорам школы волшебства вместе с Роном и Гермионой, изучал заклинания, лихо летал на метле и, конечно же, собирал тонны конфет Берти Боттс. Словом, игра сумела произвести впечатление на неискушенное восприятие пятиклассника. Даже уходить из гостей не хотелось, поэтому я заявился домой затемно и получил нагоняй от мамы.

Теперь, двадцать лет спустя, удивить меня стало чуточку сложнее. Но стоило лишь запустить игру на эмуляторе, пускай без одноклассницы и приставки её брата, с первых же звуков и кадров меня словно бы на новенькой «Нимбус-2000» унесло куда-то далеко, во времена, когда я был таким же маленьким и счастливым мальчишкой, как и первокурсник Поттер, попавший на факультет Гриффиндор.

Далее немного истории. Отбираем у Гермионы маховик времени и хорошенько раскручиваем, возвращаясь назад в прошлое.

Долгий путь к 3D

В августе 2000-го небезызвестная Electronic Arts получила эксклюзивные права на выпуск видеоигр по мотивам невероятно популярной серии книг о Гарри Поттере. Компания Warner Bros., вовсю работавшая над экранизацией первой книги, искала хорошего исполнителя для распространения зарождающейся франшизы в сферу видеоигр. И нашла. Великий и ужасный Дон Мэттрик, тогдашний президент EA, выразил радость по этому поводу и пообещал сдобрить и без того волшебный мир Джоан Роулинг магией интерактивных развлечений. А дальше — дело техники. EA подрядила на разработку ПК-версии американскую студию KnowWonder, а версию для PlayStation отдала компании Argonaut Games из Лондона.

Британская команда сама по себе довольно интересна и вполне заслуживает собственного рассказа. В начале 90-х Argonaut Games в тандеме с Nintendo работали над популярной игрой Star Fox для SNES, положив начало серии, которая известна среди фанатов и до сих пор. Британские специалисты занимались технической частью, в то время как за японцами оставалось аудиовизуальное исполнение: дизайн, музыка и так далее.

Argonaut Games также разработала для игры специальный чип Super FX, на вычислительные мощности которого ложилась задача по отрисовке трёхмерной графики. Этот сопроцессор был впаян в схему картриджа с игрой. Разработчики часто шутили, что SNES в этой связке была просто коробкой, обеспечивающей работу чипа. Итог: на консоли со скромной железной начинкой получались достойные по тем временам трёхмерные модели.

Технологии Super FX впоследствии применялись и в других играх для SNES. Например, улучшенная версия чипа использовалась для Super Mario World 2: Yoshi’s Island и даже при портировании Doom на Super Nintendo!

Впоследствии Argonaut Games разработала и Star Fox 2 — сиквел, который мог шагнуть ещё дальше в технологическом плане, но так и не получил релиз в те времена. В 1995 году уже существовала играбельная версия, но Сигэру Миямото поставил на ней крест, намереваясь показать более явный прогресс между трёхмерными играми на SNES и Nintendo 64, уже готовящейся к выпуску. В конце концов новая консоль от Нинки вышла лишь годом позже, а в 1997-м для неё появилась совсем другая игра — Star Fox 64. Star Fox 2 была отложена на два десятка лет. Лишь 29 сентября 2017 года эта игра была эксклюзивно выпущена для SNES Mini.

Не потому ли, что в Argonaut Games отлично знали, как обращаться с 3D, в Philosopher’s Stone для PlayStation получилась такая ламповая трёхмерная графика? С этим вопросом я пошёл дальше изучать старые материалы в сети, а мой рассказ стал толще ещё на несколько абзацев.

Не всем известно, что именно Аргонавты из Лондона могли стать новаторами и в жанре 3D-платформеров. Во второй половине 90-х, после завершения истории со Star Fox 2 они решили сконцентрировать свои силы на создании платформера в трёхмерной среде. Такие идеи витали в студии ещё со времён работы с чипом Super FX, но разработчики понимали, что даже его мощи не хватит, чтобы отрисовать нужное количество полигонов. Получившаяся на такой технической основе игра оказалась бы слишком абстрактной и, скорее всего, не очень интересной.

Как бы там ни было, аж в 1994 году аниматор Маркус Морган создал тестовый прототип, в котором динозаврик Йоши, известный нинтендовский персонаж, пробегал небольшой трёхмерный уровень. Это была просто маленькая фантазия на тему того, как бы могла выглядеть Super Mario World 2 в 3D, но увидев это, остальная команда была потрясена. Джез Сан, глава Аргонавтов, сразу отнёс это дело боссам Nintendo, но там не очень заинтересовались задумкой. По крайней мере, сделали вид, ведь мы знаем, что впоследствии японская компания собственноручно выпустила множество трёхмерных игр про известного водопроводчика и его друзей.

Argonaut переключилась на другие проекты до поры, пока в руки команды не попала консоль PlayStation. Тогда разработчики и решили реализовать на время забытую идею, используя мощности этой приставки. Так родился Croc — трёхмерный платформер о маленьком крокодильчике, черпающий вдохновение из игр про Марио и Соника, но основанный, в первую очередь, на собственных задумках Argonaut Games многолетней давности.

Эта игра увидела свет в 1997 году, появившись на PS, Sega Saturn и PC — пусть и позднее, чем Super Mario 64 и Crash Bandicoot, которые стали успешными и задали вектор для дальнейшего развития жанра. Но надо понимать, что разрабатывалась Croc примерно в одно время с ними, когда понятия платформеров в честном 3D толком не существовало. Да, можно упомянуть Floating Runner от XING Interactive, вышедшую раньше, чем Super Mario 64, но даже близко не имеющую того же уровня качества. Или ещё более ранние Jumping Flash! и Geograph Seal от Exact, о существовании которых знают только самые искушённые игроки (я до написания статьи не знал). Так или иначе, ребята в Argonaut Games были такими же первопроходцами в жанре, наряду с остальными, как малоизвестными ныне командами, так и теми, чьё имя до сих пор на слуху, вроде Nintendo или Naughty Dog.

Croc получила умеренные отзывы в прессе, но высокие продажи и благосклонность издателя. Последовал сиквел, который приняли заметно хуже оригинала. На горизонте маячило следующее поколение консолей, а индустрия двигалась в сторону более зрелых игр для подросших геймеров. Очаровательный и совершенно невинный персонаж, крокодильчик Крок быстро сошёл с дистанции, но его приключения в рамках выпущенной дилогии многие вспоминают с теплотой.

Есть у Croc и другое наследие. BRender — движок собственной разработки, значительно улучшенный для этой игры, впоследствии использовался в создании других проектов Аргонавтов: The Emperor’s New Groove, Aladdin in Nasira’s Revenge и, конечно же, PS-версиях двух первых игр про Гарри Поттера! Все эти творения были выпущены уже в новом тысячелетии, когда платформеры преимущественно позиционировались как игры для детей, да и сама Argonaut стала компанией, пачками выпускающей игры по лицензии.

Harry Potter and Philosopher’s Stone просто не могла не иметь коммерческого успеха по причине большого интереса фанатов. А вот скрывалась ли за известным названием хорошая игра? Давайте разбираться.

Суть волшебства

Едва мы только успеваем прибыть в Хогвартс после скоротечного вступления, уместившего в себя прежние 11 лет жизни Поттера, а нас уже учат преодолевать всевозможные препятствия методом прыжков и подтягиваний. Всё-таки не стоит забывать, что у нас тут экшен-адвенчура с элементами платформинга! Обучение в значительной мере посвящено акробатике: лишь изредка мы кастуем Флиппендо, простейшее основное заклятие, на разные объекты, чтобы подвинуть их и создать себе плацдарм для очередного вскарабкивания. Понятное дело, что не все волшебные способности раскрываются сразу: нужны теория и практика, чтобы овладеть доступным первокурснику магическим арсеналом. Это всё чуть позже, а мы пока немного осваиваемся в Хогвартсе при содействии Почти Безголового Ника, знакомимся с Роном, Фредом, Джорджем и Невиллом, встречаем Малфоя, который сразу раскрывает свою слизеринскую натуру. И, конечно же, много прыгаем.

Вышеупомянутые близнецы Вистли Уизли — знатоки всех Хогвартских секретов: в ходе игры они не раз будут попадаться нам в самых неожиданных местах и просить собрать для них некоторое количество конфет Берти Боттс. Взамен они дают пароль от одного из портретов, охраняющих особую награду.

Так мы сможем получить, к примеру, метлу «Нимбус 2000», броню для Квиддича, уникальную коллекционную карточку или усиленное заклинание Флиппендо Дуо. Мало найти нужное число конфеток — потом придётся искать и сам портрет.

Чуть позднее мадам Трюк обучит нас азам полёта на метле, что окажется не так уж и просто, а профессор Флитвик поможет изучить наше первое заклинание (не считая уже упомянутого Флиппендо) — Вингардиум Левиоса. Всего по сюжету будет доступно пять заклинаний:

  • Флиппендо — отбрасывающее заклятие. Оно может оглушать различных существ и передвигать предметы.
  • Вингардиум Левиоса — в представлении не нуждается. Поднимает цель и заставляет её левитировать.
  • Инсендио — поджигающее заклинание. Поможет уничтожить некоторые препятствия типа непролазных кустов, что пригодится в прохождении.

Минутка петросянства от автора: Однажды Рон неудачно применил заклинание Инсендио и случайно попал в Поттера. После этого в воздухе появился запах гари 😅

  • Вердимиллиус — немного освещает пространство и показывает скрытые платформы.
  • Авифорс — трансфигурационное заклятие, с его помощью в игре можно превращать статуи в птиц.

Запомнить взмахи палочкой и сакральные слова довольно просто. Достаточно пройти мини-игру, где нужно вовремя нажимать кнопки, чтобы выучить заклинание. После этого оно будет применяться по одному нажатию, стоит лишь при этом навестись на нужный объект. Лишь самые сложные обряды требуют выполнения отдельного QTE, к примеру, как на гифке выше.

Это делает магическую систему удобной и не перегруженной.

Технически Philosopher’s Stone можно поделить на семь крупных локаций, четыре из которых доступны для повторного исследования. В остальные три мы попадаем по сюжету, ближе к концу игры. Соответственно, можно поделить игру на две не совсем равных, но полновесных части. В первой мы прокачиваемся, собираем конфеты, бонусы и карточки магов, зарабатываем баллы факультета, изучаем заклинания, варим зелья и играем в квиддич. Стоит ли отдельно говорить о квиддиче? Каждый уважающий себя волшебник должен хоть раз в жизни поймать Золотой Снитч!

А потом сюжетный Хогвартс-экспресс резко набирает обороты, и начинается вторая часть, где мы продвигаемся к кульминации и финалу.

Локации выполнены очень хорошо и атмосферно. Сам замок, его мрачные и неуютные подземелья, где проходят уроки зельеварения и защиты от темных искусств, торжественный зал, Запретный лес, Косой переулок оставили о себе только приятные впечатления. Неряшливая, но милая графика и шикарнейший саундтрек от самого Джереми Соула приятно дополняли общий облик. Забегая вперёд, отмечу, что в версии для PS1 ощущение витающей в воздухе тайны передано гораздо лучше, чем в игре для PC, где разработчики просто расставили повсюду кучу секретных комнат.

Ниже ещё чуть-чуть перлов перевода от Kudos. Порой мне кажется, что я делал скриншоты только ради них.

А вот в плане повествования есть некоторые вольности и отступления от первоисточника. К примеру:

  • Хагрид посылает нас на поиски Огненной фасоли, которая нужна для успешного вылупления из яйца дракончика Норберта.
  • Однажды на территории школы на Поттера внезапно нападает ожившая статуя кабана;
  • Малфой не выпускает Гарри из замка, что становится причиной ожесточённой дуэли хлопушками;
  • В игре есть целый квест по поиску потерявшегося котёнка одного из учеников, обернувшийся практическим применением Вингардиум Левиосы.
  • Перед тем как сразить пещерного тролля в туалете для девочек, мы долго убегаем от него по спиральному коридору и прыгаем через дыры в полу.

И много чего ещё, чего не было в книге или в кино. Понятно, что всё это было придумано в творческих порывах, чтобы разнообразить игровой процесс. Всё-таки несколько вялотекущее повествование в книге хорошо годится для экранизации, но не совсем подходит для создания видеоигры.

Существует ещё одно, пожалуй, самое крупное сюжетное отличие, и я до сих пор не могу понять, как к нему относиться. Это внезапное путешествие в Косой переулок вместе с Хагридом. Вот так, прямо посреди учебного года мы отправляемся в Лондон, чтобы закупиться волшебными ингредиентами и приготовить целебное зелье для Норберта.

Я сначала даже обрадовался: наконец-то дадут побродить по знакомым местам: зайти к Олливандеру, получить немного звонких монет в банке Гринготтс. Но не тут то было! Создатели Philosopher’s Stone для PS1 почему-то решили, что Косой переулок должен стать испытанием игрока на прочность, и до краёв наполнили локацию самыми противоречивыми игровыми моментами. Здесь и начинается настоящая сложность. Нет, не так —

Сложность!

Итак, после прибытия в Косой переулок Хагрид даёт нам разнарядку, а сам сваливает в закат Дырявый котёл гонять чаи или чего покрепче. От Поттера же требуется забрать в Гринготтсе немного денег, а потом купить три необходимых ингредиента в местных лавках. Чтобы получить свои кровные в волшебном банке, сначала требуется на скорость собрать бумаги для пропуска в хранилище, бегая по коридорам. В чём сложность? А в том, что мраморный пол скользкий. Но это лишь полбеды: далее нас ждёт увлекательное и невероятно сложное задание по сбору монет в подземельях банка, где мы будем лихо разъезжать на практически неуправляемой вагонетке.

Не спрашивайте меня, какая по счёту эта попытка.

Чтобы выполнить задачу, потребовалась хорошая реакция и невероятная выдержка. Надо ли писать, что чувство удовлетворения от победы было просто непередаваемым… но недолгим. Чтобы получить все нужные виды монет, нужно пройти три гонки, каждая дольше, сложнее и быстрее предыдущей. А набив кошелёк, осознать, что одних лишь финансовых возможностей недостаточно: в волшебных лавках ничего не покупается просто так — вдобавок надо выполнить поручение торговца и очередную раздражающую мини-игру.

Не поймите меня неверно: я не против наличия Косого переулка в игре. Напротив, считаю, что раз он есть в первоисточнике, то должен быть и здесь. Разработчики пошли вразрез с оригинальным сюжетом — это смелое решение, продиктованное желанием подарить игроку впечатления от посещения локации не в самом начале, а уже во второй половине игры, когда все механики освоены. Так можно подвергнуть уже подготовленного игрока куче испытаний без риска отпугнуть (хотя признаюсь, мысль об отказе от дальнейшего прохождения меня посещала).

И всё же, считаю, что можно было сделать всё иначе: к примеру, для проверки игрока на прочность придумать другую локацию, раз уж дали волю идеям, а Косой Переулок всё-таки переместить в начало истории, где ей сюжетно самое место. Пусть Гарри посетил бы Олливандера, выбрал палочку, (вернее она его), закупился бы всем необходимым для учёбы, получил Сову в подарок от Хагрида — в общем — всё то что происходило в первоисточнике, будь то фильм или книга. Фансервис от этого точно бы не пострадал, а скорее, даже выиграл. А игроки при упоминании Косого переулка не вспоминали бы с дрожью нудные догонялки с павлином или беготню по скользкому полу Гринготтса.

Исполнительный продюсер игры Крис Грэм заявлял, что игровой процесс в Philosopher’s Stone ориентирован на детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Я знаю, что мы в детстве были не так просты, как нам кажется спустя прожитые годы. Но всё-таки, ребят, я едва представляю, чтобы в свои одиннадцать смог с лёгкостью пройти гонки в Гринготтсе. Да что там: даже побег от тролля или погоня за полтергейстом Пивзом кажутся вполне серьёзной проверкой геймерских навыков.

Помните, чуть раньше я писал, что в начале вам придётся много прыгать? Не думайте даже, что впоследствии прыжков станет меньше — вовсе нет. К тому же игра всё чаще будет требовать от вас точности и быстроты действий, что тоже весьма непросто, учитывая не самую лучшую отзывчивость управления. Участок со скрытным перемещением по Запретному коридору также доставил немало хлопот: Филч или его кошка Миссис Норрис то и дело замечали меня, и приходилось переигрывать момент заново.

К счастью, игра подходит к концу примерно в тот самый момент, когда начинает душить. Финальная битва с Тем-Кого-Нельзя-Называть поставлена зрелищно, но проходится довольно просто — такой вот дисбаланс. Расправившись с врагом, Гарри теряет сознание, а я с облегчением кладу геймпад на стол — игра окончена.

Вывод

Harry Potter and the Philosopher’s Stone на PS1 вполне удалась, пусть и с некоторыми оговорками. Одни моменты в игре были довольно нудными, но другие оказывались настолько захватывающими, что я просто не мог оторваться от экрана. Игра предлагает симпатичный визуал и саундтрек, увлекательные приключения, загадки и активное применение заклинаний. Управление персонажем довольно сложное и не совсем удобное, но это лишь добавляет вызова и азарта.

Стоить учитывать, что на тот момент это была первая и единственная возможность погрузиться в атмосферу Хогвартса. Ностальгия заставляет нас возвращаться туда снова и снова, чтобы ощутить те же яркие эмоции, что и в детстве. Это ли не настоящая магия, которая навсегда останется у меня вот тут ❤️

Плюсы:

  • Простая и удобная система заклинаний;
  • Хорошая по меркам времени графика;
  • Превосходное музыкальное сопровождение;
  • В точности угаданная разработчиками атмосфера Хогвартса;
  • Есть уровень в запретном лесу.

Минусы:

  • Плохая отзывчивость управления при беге и прыжках;
  • Неровная сложность;
  • Неудачно вписанный момент с Косым переулком.

Итоги погружения в тему:

  • Поностальгировал, вспомнил кое-что из детства.
  • Узнал про долгую дружбу Argonaut Games и Nintendo, их совместную работу над Star Fox и Super FX.
  • Слегка сориентировался в истории первых трёхмерных платформеров.
  • Узнал про Croc — милую дилогию игр с долгой историей создания.
  • Похохотал с мемного перевода Philosopher’s Stone и немного вспотел в процессе игры.
  • Одолел Волдеморта (не до конца).

В следующей части марафона обсудим всё тот же «Философский камень», но для ПК. А пока…

На этом всё. До новых встреч!

Вам может также понравиться...